История создания: Гостиница «Пассаж» строилась всего два года с 1898 по 1900, во что сегодня даже трудно поверить. Главным создателем этого, без всякого сомнения, выдающегося историко-архитектурного ансамбля следует считать блестящего зодчего — Льва Львовича Влодека. Надо отдельно отметить скульпторов Фишеля и Мильмана, их совместный опыт работы с архитектором Влодеком на этом здании развился и реализовался в не менее известное здание гостиницы «Большая Московская». Просуществовав всего год в здании случился пожар. В результате пожара сгорела внутренняя часть здания, пострадал фасад со стороны Преображенской улицы, но благодаря самоотверженным действиям Одесским пожарных памятник архитектуры и близлежащие постройки чудесным образом удалось спасти. Были утеряны угловая башня, скульптурные группы по ул. Преображенской и некоторые детали фасада, которых не удалось воссоздать.
Положение объекта: Здание гостиницы «Пассаж» расположено в границах центрального исторического ареала г. Одессы в квартале, ограниченном улицами Дерибасовская, Преображенская, Греческая и переулком Вице-адмирала Жукова. Оно фланкирует квартальную застройку на пересечении ул. Дерибасовской и Преображенской. Гостиница «Пассаж» окружена зданиями административно-офисного, гостиничного, торгового и жилого назначения, выполненных в разнообразных стилевых направлениях (классицизм, ампир, эклектика, модерн). В непосредственной близости к участку проектирования находится градостроительно-ландшафтное образование – Соборная площадь и сквер Преображенский.
Архитектор Влодек: Архитектор Влодек родился в 1842 году в Житомире, в Одессе работал с 1864 года. Он первый, кто начал с успехом внедрять железобетонные конструкции при проектировании жилых и общественных зданий (фундаменты гостиниц «Пассаж», «Большая Московская»). Следует отметить некоторые наиболее значимые объекты, созданные по его проектам и при его участии. Это дом Имебра — на углу Преображенской и Елисаветинской, дом Розенблата — на углу Преображенской и Почтовой, дом Дурьяна — на углу Преображенской и Херсонской, особняк Пташникова — на Канатной, Великанова — на углу Польской улицы и одноименного спуска, Раухвергера — на Пушкинской, собственный доходный дом на Новосельского, особняк того же Менделевича — на Маразлиевской, знаменитый особняк Фальц-Фейнов и их же доходный дом на улице Гоголя (“Дом с атлантами”, ставший эмблемой Всемирного клуба одесситов), гостиница «Пассаж” (1898-1899 гг.), цирк Санценбахера, доходный дом Крыжановского-Аудерского на улице Маразлиевской, Училище торгового мореплавания на Канатной, комплекс Тюремного замка и так далее. Невероятно умелый, изобретательный и плодовитый мастер!
Архитектура здания: Архитектура здания «Пассажа» эклектична с преобладанием элементов «французского барокко». Однако, в его облике уже явно проявляется крутой поворот архитектора от эклектики к модерну. Достаточно обратить внимание на вход в здание, чтобы в свободных позах обрамляющих фигур, в складках одеяний, изогнутых стеблях роз уловить чувственность, несвойственную эклектическим мотивам. А построенная чуть позже, на пике развития стиля, “Большая Московская” поражает бьющей через край фантазией, разнообразие декора создает ощущение пульсации стен, живого, не окостеневшего организма. Новый ренессанс, предвидение кардинальных культурологических перемен — вот настроения модерна, выраженные в стилизованных формах. Богатство декоративных форм – пилястр, консолей, карнизов и тяг, резных заполнений оконных и дверных проемов – создают беспокойную игру светотени. Мощными архитектурными акцентами в симметричной композиции главного фасада стали эркеры в четвертой и восьмой оконных осях. Являясь частью жилой застройки одного из центральных кварталов города, здание выделяется монументальной высотой и формами, удачно вписываясь в архитектурный облик квартала.
О Проекте: Основная и главная идея проекта: продолжить и завершить архитектурную композицию здания, как бы это сделал сам Влодек используя его идеи и основное стилистическое направление.
Проектом предусматривается реконструкция здания с внутренней перепланировкой и возведением мансардного этажа с угловой башни на месте утерянной. Также предлагается строительство подземного паркинга для обслуживания торгово-гостиничного комплекса. Особое внимание уделяется деталям и их историческому значению. Так, например, материал кровли выбран аналогичным материалу, применявшимся Влодеком – цинковые кровельные листы серо-коричневой гаммы. Этот приём, во-первых, создает историческое соответствие и второе эта гамма лучше подходит и сочетается с цветовой гаммой фасада и тенью главного карниза. Также был использован метод спрятанного этажа. Отдельно надо сказать о башне. Являясь главным венчающим элементом, она соответствует исторической справедливости и в тоже время несет новое функциональное назначение. Архитектура башни выполнена в лучших традициях барокко и является изначально родным элементом. Она несет несколько важных функций: первая – этот элемент (к сожалению, погибший в пожаре) запроектированный Влодеком в бароко является главным силуэтным элементом угла здания, отсутствие которого приводит к лишению фасада целостности. Вторая — внутри располагается зал ресторана и смотровая площадка, где круглогодично открывается красивейшая панорама на весь центр города. Теперь одесситы и гости города могут любоваться видом доселе недоступным широкой общественности. Он будет являться своеобразным историческим музеем города, где экспонатам будет сам город, его архитектура. Здесь можно увидеть в новом ракурсе Главный кафедральный собор и Соборную площадь, здания аптеки Гаевского, Дерибасовскую и Городской сад и даже порт.
Авторский коллектив:
ГАП Повстанюк М.Г.
Ведущий архитектор проекта Повстанюк М.М.
Архитекторы:
Савельева Е.В.
Висик Н.А.
Свирид Д.И.
Федина О.В.
Конструкторы:
Катунцевская В.О.
Категория: Гостиницы, Офисные и коммерческие центры, Реконструкция